История страны, республики, деревни складывается из биографий и судеб отдельных граждан, знаменитых людей и не очень. Знание истории родного края, жизни и деятельности знаменитых и замечательных людей, которые жили и живут на нашей земле, пробуждают у всех чувство гордости за наш родной край. Немало людей прославили наш Техтинский край своими достижениями в литературе и искусстве, науке, военном деле и многом другом. Много славных имен можно вписать в историю Техтинской земли и по праву гордиться ими.
Актуальность Проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» обусловлена необходимостью продвижения регионов Могилевской области, малых и средних городов, как способа сохранения уникального социокультурного наследия Приднепровского края и создание положительного имиджа Могилевщины на республиканском и международном уровнях.
Цель проекта: формирование у учащихся основ ценностного отношения к социокультурному наследию Могилевского края, гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств; создание условий для приобщения подрастающего поколения к историко-культурному наследию, природным ценностям, народным традициям и обычаям.
В учреждении образования «Техтинский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Белыничского района» в рамках областного проекта прошла реализация проекта «Малая родина – Техтин». Объектом исследования учащихся VII класса было «Жизнь и деятельность известных земляков»
Работа по проекту была поделена на три этапа:
Исследовательский этап включал работу с архивными документами «Жизнь и деятельность известных земляыков», посещение школьного музея, встречи с родственниками, просмотр презентации «Мае славутыя землякі».
На данном этапе ребята изучали историю жизни и творчество знаменитых земляков: Витольда Каятановича Бялыницкого-Бирули (приложение 1), Бориса Михеевича Хрущева(приложение 2), Федора Даниловна Конюхова (приложение 3), Виталий Федосович Медведев (приложение 4), Виктор Владимирович Альшевский (приложение 5), Григория Савельевича Лахтанова (приложение 6).
В ходе работы ребята много интересного из жизни и творчества знаменитых земляков.8 апреляучащиеся V-VII классов посетили Музей имени В.К.Бялыницкого-Бирули в Могилёве. Для ребят была проведена очень интересная и познавательная экскурсия по залах музея с разными экспозициями, которые помогали понять и увидеть историю жизни и творчества великого художника. Все были в восторге от посещения музея. Осталось много впечатлений от увиденных экспонатов.
В ходе практико-ориентированного этап учащиеся VII класса приняли участие в интернет-викторине «В.К.Бялыніцкі-Біруля – славуты зямляк», встречались с родственниками знаменитых земляков, посетили место рождения художника В.К.Бялыницкого-Бирули фальварок Крынки.
На итоговом этап учащимися был произведен сбор материала по реализации проекта, подготовлен спецвыпуск школьной газеты «Ритм» - «О времени, о людях, о себе».
Витольд Каятанович Бялыницкий-Бируля
Родился Витольд Каятанович Бялыницкий-Бируля 29 февраля 1872 года в Беларуси, в фольварке Крынки(вблизи деревни Техтин), Могилевской губернии, Российской империи, в семье мелкого арендатора. Младенчество его проходило в этой живописной усадьбе. Семья часто переезжала. Отец служил в Днепровском пароходстве. Частые выезды и путешествия с отцом оставили большие впечатления в памяти юноши. Некоторое время будущий художник живет в Киеве, у старшего брата Александра, и проходит обучение в Владимирском кадетском корпусе. А затем в частной Рисовальной школе Николая Мурашко, где получает первые уроки живописи. Семнадцатилетним юношей Белыничский-Бируля поступает в Московское училище живописи, вояния и зодчества. В летние месяцы Бируля ездил по России и каждый год бывал в Беларуси. И всегда везде писал свои картины. Картины Белыничского-Бирули обращали на себя внимание уже на ежегодных ученических выставках. Картину «Из околиц Пятигорска» (1892) приобрел для своей знаменитой галереи Третьяков.
С 1897 года художник начинает систематически показывать свои картины на выставках Московского воссоединения любителей искусств и Московского Общества художников. В 1899 году Витольд Каятанович экспонировал на XIX выставке объединения свою картину «Весна идет»(второе название – «К весне») и получил за нее первую премию. После этой выставки Белыничского-Бирулю принимают в общество передвижных выставок, где был жесточайший отбор экспонентов. С 1899 года его имя появляется в каталогах передвижных выставок, а в 1904 году он выбирается в члены общества.
В 1908 году Витольд Каятанович получил звание академика живописи.
В грозные годы Великой Отечественной войны Витольд Каятанович работал особенно напряженно. Вандализм гитлеровцев по отношению к памятникам культуры большим рубцом ложилась на сердце знаменитого художника. А какой радостью отдавалось известие об освобождении и сохранении памятников культуры. Такой радостью проникнут цикл произведений Витольда Каятановича, посвященный усадьбе Чайковского в г. Клине. Словно вдохновленный мелодиями Чайковского, в это время он создает один из лучших лирических пейзажей «Задумчивые дни осени».
За выдающиеся заслуги художник получил в 1943 году высокую правительственную награду – орден Трудового Красного Знамени. А потом в 1944 году ему было присвоено почетное звание Народного художника БССР.
Правительство высоко оценило заслуги Витольда Каятановича Белыничского-Бирули в области искусства и в 1947 году присвоило ему звание Народного художника РСФСР. И в том же году он был избран действительным членом Академии искусств СССР и почетным академиком АН БССР.
Весной 1947 года художник приезжает в Беларусь. Окрыленный и духовно помолодевший, он работает в Беларуси все летние месяцы. Работает энергично, вдохновенно, делает много этюдов и картин, включая композицию «Вновь расцвела весна». С какой глубиной и непосредственностью восприятия натуры написаны им этюды и картины в Беларуси. Художник говорил: «Теперь, когда я снова увидел родные места, что так пострадали от нашествия врага, мне с еще большей страстью хочется перенести на полотно великолепный облик возрождающейся страны».
Весной 1948 году В. Белыничский-Бируля вновь приехал в Беларусь, выступил на II съезде художников БССР, подчеркнув значимость для художественного творчества лучших национальных традиций родного народа. После поездки в Беларусь Витольд Каятанович переживает новый творческий подъем. Вот как писал Витольд Каятанович о поездке в Беларусь в письме к своему другу Антону Бархаткову: «Я счастлив, что в конце жизни ходил по родной земле собственными ногами, наслаждаясь нашей белорусской весной, когда цвели яблони и сирень... Дней, которые я провел в родной Беларуси, не могу забыть и не забуду до самой смерти...». Так, от «белоруссости» Белыничский-Бируля никогда не отказывался, а, наоборот, очень гордился своим происхождением. И ничего удивительного нет, что в нашей стране находится самое большое количество его произведений(более 450, включая этюды). Мы имеем два музея В. К. Белыничского-Бирули: в Могилеве и в Бялыничах, а начиная с 1996 года на Могилевщине проходят международные пленеры (с выездом на озеро Удомля, на дачу «Чайка»). В Национальном художественном музее в разделе «Белорусские художники XIX-первой половины XX в.» есть два зала с лучшими произведениями живописца. На месте же дома в Крынках, где родился мастер, в 1997 году установлен мемориальный знак…
Умер великий художник на 86 году жизни, 18 июня 1957 года. На своей даче "Чайка". Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Он очень любил жизнь и дал людям большое счастье смотреть на природу его глазами, видеть в ней то неповторимо - изменчивое, Заповедное и заветное, что волнует и заставляет сильнее любить свою Родину. Он до последних дней своих сберег любовь к родной природе и народу, сохранил верность тем принципам, которые позволяют выражать в художественных произведениях глубокие мысли.
Борис Михеевич Хрущев
Борис Михеевич Хрущев родился в 1899 году, в деревне Техтин, в крестьянской семье. С детства тянулся к творческой работе. Умело мог создать из дерева любую вещь. За свою жизнь приходилось ему быть и рабочим и хлеборобам. А вот любимым делом, резьбой по дереву, приходилось заниматься только в свободное время. Борис Михеевич является автором деревянных бюстов некоторых знаменитых людей. Например: А. С. Пушкина; Л. Толстого; Вл.Ленина, а также нашего земляка, народного художника В. К. Бялыницкого-Бирули и др. Когда приходило вдохновение Борис Михеевич работал на одном дыхании. В Белыничском художественном музее хранятся несколько барельефов народного умельца. Он по-мастерски увековечил память трагически погибшего космонавта Владимира Комарова, создав деревянный барельеф. На склоне лет можно было видеть Бориса Михеевича и в школе, и беседовавшего с односельчанами, и на подворье с различными орудиями труда. Никогда не был без занятия этот человек.
Во время Великой Отечественной войны Б. Н.Хрущев был связным партизанского отряда. Как только был освобожден Белыничский район от немецко-фашистских захватчиков Борис Михеевич пошел в действующую армию, чтобы очищать родную землю от фашистских захватчиков.
За мужество проявленное в борьбе с немецко – фашистскими захватчиками Борис Михеевич Хрущев награжден орденом Славы III степени и медалями. За боевые заслуги в годы Гражданской войны Борис Михеевич был награжден медалью «За боевые заслуги». Умер народный умелец в 1981 году. Захоронен на гражданском кладбище агрогородка Техтин.
Федора Даниловна Конюхова
Родилась 22 августа 1928 года в д.Пильшичи, Белыничского района, Могилёвской области. В семье крестьян. Народная целительница. Необыкновенные способности Федоры Даниловны рассмотрел отец, когда ей было 3 года. Однажды, когда отец лежал в больнице, к нему привели Федору, и пока она сидела возле него и держала за руку боли не было. А когда она ушла боль возобновилась. Отец был уверен: эта целебная сила у дочери - от его матери(была лекарем у местного помещика, владела гипнозом).
Шли года, по—разному слаживалась жизнь. Но однажды пришло видение: приснился дед и приказал: «Поезжай в деревню и работай с водой». Она послушалась. Сделала анализы воды из своего колодца, и простого колодца из деревни в Московском институте. Вода из своего колодца показала большую силу - 30 тысяч единиц «памяти», а когда Федора Даниловна прикладывала к ней руки, то показывала 33 тысячи. Тогда и стала работать она с водой. Всего в д. Пильшичи четыре колодца с целебной водой.
Федора Даниловна уверена, что вода хранит память и силу ее предков. Рядом с домом целительницы висит схема расположения колодцев с живой водой. Целебной на земле Федориных предков считается не только вода, но и глина. Глину целительница берет прямо на своем огороде. «Глину можно мазать на себя, а можно настаивать на воде, как ягоды, и пить потом. Если бы люди всю жизнь пили глину, столько бы онкологии не было, - говорит Федора Даниловна,- Глина снимает сглаз человеческий. Но если человек очень плохой, то его никакая глина не возьмет. «На этой земле мои предки жили много тысяч лет назад, от них моя сила. Но не каждому дано увидеть её и воспользоваться ею. Бог сам выбирает, кому дать это умение видеть и лечить» - говорит целительница.
Уникальный дар Федоры обследовали: Академия наук СССР, институт радиотехники и радиоэлектроники, Всесоюзный научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники Минздрава СССР, кафедра госпитальной хирургии университета Дружбы народов, Всемирная ассоциация народной медицины. Все дали заключение: феноменальные возможности. Особенно убеждает опыт с тем, что излучение ее рук проходит через слой свинца и это зафиксировано приборами…
Федора работала с космонавтами в Байконуре и Звездном городке. Вообще перечень известнейших людей, которые прошли через ее целительные руки составляет большой список. Особенно убеждает, что среди излеченных много врачей, в том числе руководителей институтов и… известных хирургов, которые своих пациентов при онкологии тянут на операции, а сами едут к Федоре.
Федора Даниловна уверена, что благодарить словом «спасибо» нельзя, чтобы не накликать беду. Говорить нужно: «спаси Бог», «благодарю», «будьте с Богом».
Виталий Федосович Медведев
Родился Виталий Федосович 26 сентября 1928 года деревне Угольщина, Белыничского района, Могилевской области. Особенную роль в выборе жизненного пути сыграло окружение. Дом родителей – Федоса Самсоновича и Марии Ивановны – был центром притяжения сельской интеллигенции. Отец служил в военном ведомстве – строил мосты, затем машинно-тракторные станции. Был у него от природы талант к этому делу, на нем и базировалось все его искусство строителя, потому что профессионального образования Федос Медведев(отец Виталия Федосовича) не получил. Братья Виталия Федосовича служили также примером: оба с образованием, учительствовали, умели играть на музыкальных инструментах – скрипке, мандолине и балалайке. По вечерам в выходные и праздничные дни в семье Медведевых было весело. Почти все село собиралось у них. Но война всё испортила. Братья ушли на фронт воевать. Виталий, будучи смышленым и расторопным подростком, стал связным-разведчиком 600-го партизанского отряда. Ему постоянно удавалось проходить все фашистские кордоны. Умел быть убедительным: немцы верили, что идет пацан с краюшкой хлеба на базар. Так и доставлял партизанам сведения и из Могилева, и со всего Белыничского района. Иногда в день приходилось преодолевать до 45 километров.
Когда партизаны уходили, молодомуразведчику оставили ценный груз – книги.Перечитывал эти книги бессчетное количество раз, хотя особо ине понимал смысла написанного.
В 1945-м году учительствовал в Михновичской школе Ивацевичского района. И вскоре стал студентом отделения экономической и политической географии БГУ. В 1949 году Виталия Медведева пригласили на работу в райком комсомола в качестве пропагандиста-инструктора, а в 1950 году он уже был избран вначале вторым, а потом первым секретарем Фрунзенского райкома комсомола города Минска. Стремление к науке постоянно его влекло. И он поступает в Москву – в аспирантуру Института экономики АН СССР. За что получает строгий выговор.
После 1953 года аграрная тематика стала основой научных исследований будущего ученого. Изучив архивы Ленинской библиотеки и горы литературы, молодой ученый только утвердился в своем первоначальном мнении о перспективности и экономической эффективности специализации. Однако такая теория и даже мысль о ней отвергалась его научным руководителем. Но, в результате защищенная в 1959 году кандидатская Виталия Медведева стала первым официально признанным шагом в сторону модернизации и специализации сельского хозяйства в стране. В начале 60-х лет прошлого столетия ему предлагали очередное продвижение по партийной линии, но Медведев не согласился. Причину отказа аргументировал так: «Хочу работать по специальности, я – экономист!». Всю свою творческую энергию он направил на решение конкретных проблем индустриализации Беларуси. Развернувшееся в 60-х годах строительство жилых домов, в том числе высотных зданий, потребовало большого количества лифтов. А Госснаб СССР по тем временам выделял в год всего 5 лифтов. Так как отдел В.Ф. Медведева курировал разработку генеральных планов городов, найти выход из этой тупиковой ситуации тоже предстояло им. Идея о строительстве лифтостроительного завода в Беларуси в Госплане СССР была поддержана, но с финансированием не торопились. Поступило предложение организовать производство лифтов на каком-нибудь уже действующем предприятии. Могилевский завод «Стром-машина» для этого прекрасно подошел. Таких заводов не существовало во всем Советском Союзе, да и в мире насчитывались единицы. Еще в это время в Беларуси был построен один из крупнейших промышленных гигантов – БМЗ(Белорусский машина - строительный завод), который сегодня является достоянием республики. Так от одной к другой решались проблемы индустриализации республики, занятости, улучшения уровня жизни населения. Как видим, Виталий Федосович Медведев умело соединял научные исследования и разработки с практикой развития экономики страны.
Лично Медведевым за более чем 50 лет научной деятельности подготовлено 12 докторов и 42 кандидата наук. С 2011 был заведующим отделом мировой экономики Института экономики Национальной академии наук Беларуси. Научные работы посвящены методологии моделирования и прогнозирования развития региональных экономических систем, решению конкретных экономических проблем долгосрочного и среднесрочного развития Беларуси, построению системы информационного обеспечения науки, техники, производства, разработке прогнозов, схем размещения производительных сил и комплексного развития народного хозяйства Беларуси. Предложил совокупность научных обоснований формирования и развития народнохозяйственного комплекса Республики Беларусь. Разработал концептуальную модель международных экономических отношений с мировым сообществом и стратегии реализации суверенитета Республики Беларусь. Руководитель разработки научных основ национальных программ развития экспорта, Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на период до 2025 г., Прогноза социально-экономических последствий присоединения Республики Беларусь к Всемирной торговой организации. Много уделял внимания Виталий Федосович подготовке высококвалифицированных каров. Он многие годы являлся професором Белорусского государстенного университета. Отличный ученый, который владел прогнозным видением экономических проблем, Виталий Федосович вел активную экспериментальную деятельность, направленную на реализацию суверенитета страны в отрасли международных экономических отношений и входом республики в мировые хозяйственные процессы. Своим ратным трудом он словно выполнял данное самому себе еще в юности обещание – сделать все для процветания своей страны. Судьба этого человека, его научный поиск – отражение целой эпохи.
За участие в партизанской борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны и за трудовой вклад в разработку и успешное выполнение планов развития народного хозяйства республики и организацию научных исследований награжден орденом «Знак Почета»; 12 медалями; Почетной грамотой Верховного Совета Белорусской ССР, а также золотым знаком Дружбы (Германия); Госпланом СССР награжден знаком «Отличник народнохозяйственного планирования СССР». Умер 17 июня 2020, совсем чуть-чуть не дожив до 92 лет.
Виктор Владимирович Альшевский
Родился 21 сентября 1953, в деревне Угольщина - Белыничского района, Могилевской области, которая живописно раскинулась на высоком берегу речки Друть. Когда будущему художнику исполнилось два года родители переехали в деревню Большие Белевичи, которая находиться через речку Друть. Четыре класса окончил в Больших Билевичах. С пятого класса стали ходить в десятигодку в д. Малые Биллевичи. Весной 1966 года прочитал в газете объявление о наборе в Республиканскую школу – интернат по музыке и изобразительному искусству имени И.В. Ахремчика. Родители разрешили ему поступать в эту школу, и с первого раза, после экзаменов Виктор Владимирович был зачислен в изобразительную школу. В 1972 году окончил среднее образование и предоставил комиссии дипломную работу «Музыка». Хотел поступать в Белорусский Государственный театрально – художественный институт (сейчас Белорусская государственная академия искусств) на кафедру монументально – декоративного искусства, но мечта не осуществилась. Осенью этого же года был принят на должность художника в Научно – исследовательский институт экономики и экономика – математических методов Госплана БССР. Благодаря директору института Виталию Федосовичу Медведеву, земляку, в 1973 году была организована первая персональная выставка художника. На ней были представлены около 30 самостоятельных живописных работ.
В 1980 году на республиканской выставке в г. Минске «Мікола Гусоўскі і яго час» экспонировался и триптих Виктора Альшевского «Воспоминание о Родине». В 1981 году на VII Всесоюзной выставке молодых художников, в залах Академии искусств СССР в Москве, на Крапотнинской улице, была представлена работа художника «Медсестры». В 1984 году он становиться другом Союза художников СССР(сейчас Белорусский союз художников). В 1985 году состоялась первая неформальная выставка Виктора Владимировича Альшевского «Живопись – графика», в выставочном зале на Машерова, 7, в г. Минске. В этом же году художник совместно с творческой группой отправляется в плавание по Тихому океану. Месяц писали рыбаков. В 1986 году творческая поездка в Индию, в 1987 году – на Сенеж(творческая база Союза художников СССР под Москвой). В 1988 году вторая неформальная выставка на Мошерова, 7 в г. Минске, под названием «Живопись – графика - 2», в которой участвуют 6 художников. Период с 1980-1989 гадов насыщенный активной творческой, выставочной деятельностью не только на республиканских, всесоюзных, но и зарубежных выставках. В 1986 году начинается преподавательская деятельность художника в Белорусском театрально – художественном институте. Сначала на кафедре рисунка, затем с 1996 года на кафедре монументально – декоративного искусства. В 1990-1991 годах стал стипендиатом Министерства образования Норвегии в городе Кристиансаде. До 1993 года продолжался норвежский период у художника. В 1995 активно участвовал в создании гражданского объединения «Белорусская академия изобразительного искусства». Виктор Альшевский избирается академиком и главным ученым секретарем БелАИИ, на этой должности он проработал до 2003 года.
С 1993 по 2003 год совершаются ряд персональных выставок за границей: в Швейцарии, Италии и др. странах. В 2001 году присутствует в Белыничах на пленере посвященном 130-летию Витольда Каятановича Белыничского – Бирули. В период с 2002-2003 годах участвует в коллективных выставках в Республике Беларусь. В 2004 году для художника организовали выставку в Дюссельдорфе. В 2005 году была организована персональная выставка в Анкаре(Турция) под названием «Кориятиды Эфеса. Анкара – 2005». 7 сентября 2018 года в Национальном художественном музее состоялся очередной вернисаж художника - «Точка отсчёта». В экспозиции 90 полотен, созданных живописцем на протяжении последних 10–15 лет. Выставка «Точка отсчета» — это своеобразный творческий отчет художника перед публикой в преддверии его 65-летия и символ непрерывности художественного поиска. Центральное место среди представленных работ занимают «Фрагменты Вавилонской башни». Это 52 холста разных форм и размеров, на которых как в ярком калейдоскопе предстают образы исторических памятников и артефактов, символы разных стран и эпох, объекты архитектуры, геометрические фигуры. Картины собраны в треугольные конструкции высотой 4,5 м, которые по форме напоминают башню. По задумке художника, они должны быть соединены вместе, но из-за большого размера сделать это в музее не получилось. В. Альшевский создает собственную «Вавилонскую башню» с 2003 г., стремясь показать взаимосвязь разных эпох, народов и культур в пространстве и во времени. «Фрагменты» впервые представлены широкой публике в полном объеме. Также в экспозиции Национального художественного музея полотна из коллекций «Мой Минск», «Музеи мира», «Портрет современника». На проект «Музеи мира» художника вдохновили путешествия и посещения храмов искусств по всему миру. Зритель видит ожившие образы, навеянные музеем «Прадо» в Мадриде, парижским Лувром и музеями Лиссабона. Поразит посетителей и уникальный талант Альшевского-портретиста. Экспозиция составлена так, что зритель получает возможность прочесть творческую автобиографию художника по его полотнам. На сегодняшний день Виктор Альшевский возглавляет Центр современных искусств. Его творчество не укладывается в рамки ни одного из направлений изобразительного искусства, а особый стиль великого мастера известен далеко за пределами нашей страны. Виктор Альшевский. Профессор, лауреат Государственной премии. С недавнего времени за выдающиеся профессиональные достижения творческая копилка художника пополнилась гордым званием Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь
Григорий Савельевич Лахтанов
Родился в 1904 году в деревня Осовец, Белыничского района, Могилевской области. С 1923 по 1939 г.г. работал на лесопереработке в Белыничском и Рогачевском районах. В это же время руководил трестами «Лесбел», «Минлеспром», «Беллесосплав». С октября 1939 года работал заместителем наркома Лесной промышленности БССР. В марте 1941 года был назначен наркомом Лесной промышленности БССР. Во время Великой Отечественной войны был уполномоченным ЦК КП(б) при Белорусском штабе партизанского движения. Закончил войну в звании заместителя командира объединения Белорусских партизан. Одновременно с 1944 по 1949 г.г. является заместителем председателя Совета народных комиссаров БССР(с 1946 года Совет Министров). После войны, в 1947 году Григория Савельевича назначают Министром лесной и бумажной промышленности БССР. С 1950 по 1952 г.г. работает заместителем министра лесной и бумажной промышленности СССР. Затем, в последующие годы, занимал разные штатные должности в Министерстве лесной промышленности СССР. На 19 съезде коммунистической партии Беларуси выбирался членом ЦК. Являлся депутатом Верховного Совета БССР 2-го созыва. Награжден двумя орденами Ленина, медалью «За отвагу». Умер в 1960 году.
раскрыть » / « свернуть