Методическая разработка внеурочного занятия «Моя большая малая Родина» разработана для учащихся 8-9 классов. Занятие проходит в виде квеста. Квест – командная игра, для участия в которой необходимы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея игры проста: команды, перемещаясь по станциям, выполняют различные задания.
Цель игры: создать условия для формирования у детей уважения к прошлому и настоящему своей малой родины, любви и бережного отношения к природе.
Задачи: воспитание у обучающихся патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей Родины;
развитие познавательного интереса к природе через игровые задания;
формирование бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.
Оборудование: маршрутные листы, раздаточный материал, аудио файлы.
Предполагаемые результаты: предполагается, что каждый обучающийся проникнется чувством гордости за свою малую Родину, осознает важность бережного отношения к природе и захочет расширить свои знания о природе и истории родного края.
Правила игры: квест – это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели. Игра проводится на территории школы. Организаторы игры – педагоги, родители учащихся, учащиеся 10-11 классов. Они же составляют жюри. Игра начинается с того, что участники делятся на две команды.
Ход мероприятия
- Организационный этап
Учитель. Добрый день, дети. Сегодня мы с вами окунемся в атмосферу путешествия. Узнаем, а также вспомним основные интересные факты о нашей малой Родине. Но, прежде, нам необходимо поделиться на 2 команды. Предлагаю вам сыграть в одну легкую игру.
Игра на командообразование
Описание игры: каждому играющему ведущий на ушко говорит, что ему нужно сделать (ущипнуть, пожать руку, щелкнуть по носу и т.д.). Количество разнообразных действий зависит от количества команд. Играющие двигаются молча и по действиям ищут членов своей команды.
Учитель. Наши команды созданы. Приглашаются капитаны для получения маршрутных листов с заданиями. Каждая команда имеет свой независимый маршрут. (Приложение 1) На каждой станции вас ожидают интересные задания, выполнив которые вы получите подсказку, для разгадки главного задания.
Основная часть
Станция 1. Граждановедение
Учитель. Каждой команде необходимо ответить на вопросы викторины. Ответы внести в бланк ответов. (Приложение 2)
ВОПРОС №1. Право на гражданство каждый человек получает…
А …с рождения
Б …при получении паспорта
В …с 18 лет
ВОПРОС №2. Человек самостоятельно принимает решение на вступление в детскую либо молодежную общественную организацию…
А …с 14 лет
Б …с 10 лет
В …с 18 лет
ВОПРОС №3. Уголовная ответственность за правонарушение наступает…
А …с 16 лет
Б …с 18 лет
В …с 14 лет
ВОПРОС №4. Ребенок другой национальности…
А …не имеет права на гражданство в Республике Беларусь
Б …имеет право на гражданство в Республике Беларусь, если его родители проживают здесь
В …имеет право на гражданство в Республике Беларусь, если он здесь родился
ВОПРОС №5. Право на свободу вероисповедания предоставляется…
А …с рождения
Б …с 16 лет
В …с 18 лет
ВОПРОС №6. Президентом Республики Беларусь может стать…
А ...гражданин любой страны Содружества Независимых Государств не моложе 34 лет
Б …гражданин Республики Беларусь не моложе 31 года
В …лицо белорусской национальности в возрасте от 30 до 55 лет
ВОПРОС №7. Основной закон Республики Беларусь – это…
А …Уголовный кодекс
Б … Конституция
В … Конвенция
ВОПРОС №8. На Государственном флаге Республики Беларусь присутствуют три цвета: красный, зеленый и белый. Что символизирует на флаге белый цвет?
А …свободу и чистоту
Б …связь поколений
В …добро и милосердие
ОТВЕТЫ: 1. А; 2. А; 3. А; 4.Б; 5. А; 6. Б; 7. Б; 8. А.
Команды получают конверт с подсказкой
Станция 2. Культурная
Учитель.На данной станции, каждой команде необходимо окунуться в игровые и песенные традиции белорусов. Предлагаю поиграть в белорусскую игру «Чэпел», которая характерна для нашей местности. (Приложение 3).
Команды получают конверт с подсказкой
Станция 3. Природная
Учитель.На данной станции каждая команда получает карточки с изображением растений, которые распространены в нашей местности. Главная задача команд – найти правильное соответсвие карточки и описания. (Приложение 4)
Команды получают конверт с подсказкой
Станция 4. Литературная
Учитель. А сейчас, прочитав отрывки произведений или биографические данные писателей и деятелей культуры Белыничского района, необходимо правильно указать их имя и фото. Собрав коллаж на доске. За правильно выполненное задание команды получают конверт с подсказкой. (Приложение 5)
Команды получают конверт с подсказкой
Станция 5. Музыкальная
Учитель.А сейчас у нас лирическая станция. Внимательно слушайте произвидения и отвечайте на вопросы.
- Звучит стихотворение «Мая малітва». Звучит песня «Купалинка».
Прозвучали два произведения. Их связывает одно имя.
К одному из произведений это имя имеет непосредственное отношение, а к другому – опосредованное,потому что одному произведению он дал имя, а другое произведение дало имя ему. Назовите это имя!
ОТВЕТ: Янка Купала
2.А сейчас, дорогие ребята, послушайте песню, автора которой вы очень хорошо знаете. Встречаете каждый день в школе, и не только в школе. А кого-то из вас она учила писать, читать и считать. Песня, которую вы сейчас услышате, звучит на многих праздниках, которые проходят в г. Белыничи.
Звучит в записи песня «Прывітанне, мой край, прывітанне».
ОТВЕТ: Третьякова И.М.
- Прослушайте музыкальное произведение и ответьте на вопрос: Как называется группа, которая представила Республику Беларусь на Евровидение в 2017 году?
ОТВЕТ: Звучала музыка группы Naviband.
Команды получают конверт с подсказкой
Станция 6. Военная
Данная станция посвящена истории Великой Отечественной войны,одной из самых страшных и трагических страниц нашей истории.
- По поводу обороны Брестской крепости существуют различные мнения. Одни говорят, что она сражалась длительное время, другие утверждают, что сдалась чуть ли не в первые дни войны. В то же время сама крепость хранит неопровержимое свидетельство о том, что ее оборона длилась месяц. Какая историческая находка – ныне экспонат музея обороны «Брестская крепость-герой» – доказывает это?
ОТВЕТ: надпись «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина/ 20.VII.41.»
- Вставьте слова в последнюю строчку четырехстрочья из буклета, посвященного одному из памятных мест Беларуси:
У квеценi i ў замецi
Над нiвамi, над рэкамi
Гучы, як сведка памяцi,
Званоў ... Рэквием.
ОТВЕТ: …Хатыні
- Этот орден учрежден 8 ноября 1943 года. Он является символом воинской доблести. Его изображение красуется на памятнике площади Победы в г. Минске. Что это за орден?
ОТВЕТ: Орден «Победа»
4.Этот Герой Советского Союза родился 11 октября1916 года в крестьянской семье в ауле ХурзукКарачаево-Черкесии, что расположен в западном Приэльбрусье (5642 метра над уровнем моря). Это самая высокая горная вершина России и Европы. По национальности – карачаевец. В 1936 закончил педагогический рабфак в городе Микоян-Шахар (ныне – город Карачаевск) и недолгое время работал учителем. Однако, с самого раннего детства мечтал заниматься военным делом, поэтому в 1937 году поступает в Пензенское кавалерийское училище, откуда в ноябре 1938 года переводится в Киевское артиллерийское училище. После окончания училища был назначен на должность командира батареи в противотанковый дивизион. В 1940 году его повысили по службе, назначив начальником артиллерии 383‑го стрелкового полка 121‑й стрелковой дивизии, которая дислоцировалась под Слонимом. Здесь его и застала война. С конца августа 1941 года по февраль 1944 года сражался на территории Белыничского района. В Белыничском районе его именем названа деревня
ОТВЕТ: Осман Мусаевич Касаев.
Команды получают конверт с подсказкой
Станция 7. Историческая
Учитель.На данной станции участникам игры необходимо решить непростой исторический кроссворд, вопросами в котором будут изображения, связанные с нашей малой родиной. (Приложение 6)
Команды получают подсказки
Учитель. Вот и подходит к концу наша игра. Команды вскрывайте конверты, читайте свои подсказки и вставте их правильно в текст.
СПАДЧЫНА
Ад прадзедаў спакон вякоў
Мне засталася …;
Паміж сваіх і чужакоў
Яна мне ласкай матчынай.
Аб ёй мне баюць казкі-сны
Вясеннія праталіны,
І лесу шэлест верасны,
І ў полі ….
Аб ёй мне будзіць успамін
На ліпе бусел клёкатам
І той стары амшалы тын,
Што … покатам;
І тое нуднае ягнят
Бляянне-зоў на пасьбішчы,
І крык вароніных …
На могілкавым кладзьбішчы.
І ў белы дзень, і ў чорну ноч
Я ўсцяж раблю агледзіны,
Ці гэты скарб не збрыў дзе проч,
Ці трутнем ён не з’едзены.
Нашу яго ў жывой душы,
Як вечны …,
Што сярод цемры і глушы
Мне свеціць між вандоламі.
Жыве з ім дум маіх …
І сніць з ім сны нязводныя...
Завецца ж спадчына мая
Ўсяго ….
Янка Купала, 1918 г.
III.Подведение итогов.
В актовом зале собираются команды, жюри награждает команду-победителя.
IV. Рефлексия «Вместе – мы сила».
Учитель. Возьмитесь за руки, образуйте неразрывную единую цепочку. А сейчас из этой цепочки образуйте сердце. Оно будет обозначать любовь к нашей Родине.
VI.Заключение
Ребята, вы справились со всеми заданиями квеста. Вы – молодцы!
Тема сегодняшнего мероприятия была актуальна для нас, так как сплочѐнность,солидарностьивзаимопониманиебелорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства – эти качества всегда были главными для белорусов, такими и должны оставаться. Оставайтесь всегда патриотами нашей Республики Беларусь, и пусть единство будет в вас!
Литература
1. Зарубов, А. И. Географическое краеведение и школьный туризм: учеб.- метод. пособие / А. И. Зарубов, Н. В. Гракова. – Минск: БГПУ, 2012. – 328 с.
2. Пацук, В. И. Экологическая тропа и формирование экологокраеведческих знаний / В. И. Пацук // Профессиональное образование. – 2013. – N 1. – С. 60–63.
3. Стаховская, С. В. Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности учащегося / С. В. Стаховская // Адукацыя і выхаванне. – 2015. – № 12. – С. 69–73.
4. Моя Беларусь [Электронный ресурс].
5. A Belarus Miscellany [Электронный ресурс].
разгарнуць » / « згарнуць