Экспериментальный проект
«Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования»
Годы реализации: 2020-2025 годы
Данные о руководителе (руководителях) проекта
|
Музыченко Алла Викторовна.
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», заведующий кафедрой психологии образования Института психологии БГПУ.
Кандидат психологических наук, доцент.
Контактные телефоны: служ. 369 92 40,
+ 375 29 365 78 52; e-mail: muzychenko10@mail.ru
Координаторы проекта:
Дьяков Дмитрий Григорьевич, директор Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук, доцент (моб. тел.: + 375 29 634 55 27; e-mail: dg_dkv@mail.ru) – научный консультант;
Нифонтова Татьяна Александровна, преподаватель кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Института психологии БГПУ (моб. тел.: + 375 29 627-60-17; e-mail: esavich@list.ru) – координатор;
Супервизоры – педагоги-психологи Республиканский центр психологической помощи Института психологии БГПУ.
|
Цель эксперимента: определение воспитательного потенциала и профилактической эффективности модели дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования, направленной на профилактику и коррекцию школьного насилия.
Задачи эксперимента как последовательные этапы в достижении цели:
1) предварительный этап: уточнить программу эксперимента, организацию на экспериментальных площадках в учреждениях общего среднего образования, презентовать модель создания дружественной и поддерживающей среды, проинформировать о тенденциях и последствиях насилия и буллинга, познакомить с ролевым распределением участников эксперимента, согласовать программу проведения исследования ситуации насилия и буллинга в каждом учреждении общего среднего образования, являющимся экспериментальной площадкой;
2) ориентационный этап, введение участников образовательного процесса в экспериментальную ситуацию: организовать изучение ситуации насилия и буллинга в каждом классе посредством психодиагностических методик, бесед, наблюдений; проинформировать о полученных результатах на собрании трудового коллектива и (избирательно) на родительском собрании; определить состав инициативной группы и плана взаимовыгодного сотрудничества; согласовать программу взаимодействия;
3) этап подготовки участников экспериментальных команд школ: провести организаторами эксперимента (совместно с ментором и педагогом-психологом) семинары и тренинговые занятия для учителей и старшеклассников-волонтеров учреждения образования; провести классным руководителям классные часы по теме школьного насилия;
4) этап создания системы противодействия школьному насилию в учреждениях образования: обучить ментору и педагогу-психологу членов трудового коллектива системе наблюдения, ведению почты доверия, распределению обязанностей в рабочих группах, включению проблематики системы защит от школьного насилия в учебные программы; провести классным руководителям и педагогом-психологом курс из шести тематических занятий; реализовать составленный инициативными группами план мероприятий по обеспечению системы защиты обучающихся от насилия и буллинга (патрулирование, выявление безответственных родителей, привлечение (по необходимости) смежных специалистов и т.п.);
5) этап создания внутришкольных систем дружественной и поддерживающей среды: установить взаимовыгодное сотрудничество и внутриинституциональную коммуникацию классов и педагогических работников с представителями местного сообщества по профилактике насилия в среде учреждения образования, развитию позитивной социальной направленности личности, создать открытую поддерживающую среду;
6) этап мотивирования обучающихся к обращению за помощью: откорректировать систему правил по упреждению насилия в среде учреждения образования на основе анализа эффективности проводимой работы всеми участниками образовательного процесса; организовать сбор и анализ инициативными группами учреждений образования обращений за помощью в ситуациях потенциального и актуального школьного насилия;
7) этап создания системы дифференцированной помощи обучающимся: обеспечить систему практических мер по оказанию помощи детям, ставшим жертвами жестокого обращения, а также детям, которые совершали насилие для смягчения негативных последствий насильственного поведения и развития позитивной социальной направленности личности; проанализировать систему экспериментальной работы субъектов образовательного процесса; проанализировать необходимые условия трансформации учреждения образования в психологически безопасное место, оценить эффективность реализации мер по предупреждению в нем насилия, развитию позитивной направленности личности во взаимодействии; обобщить информацию о динамике диагностических показателей;
8) этапобеспечения психологической безопасности в учреждениях образования:проанализировать необходимые условия трансформации учреждения образования в психологически безопасное место и дать оценку эффективности реализации мер по предупреждению в нем насилия, развитию позитивной направленности личности во взаимодействии; обобщить информацию о динамике диагностических показателей;
9) этап разработки методических рекомендаций: определить перспективы развития модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования; подготовить научно-методические рекомендации по реализации модели создания поддерживающей дружественной среды в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь. Создать корпус научно-методических документов как условия распространения экспериментального опыта в школах Беларуси.
Участники экспериментальной деятельности
Педагоги:
№
|
Ф.И.О.
участников
|
Должность
|
Квалифи-кационная категория
|
-
|
Дудкина Л.И.
|
директор
|
первая
|
-
|
Крамкова Н.Н.
|
заместитель директора по учебной работе
|
первая
|
-
|
Вус Н.Б.
|
заместитель директора по воспитательной работе
|
первая
|
-
|
Кравцова Ю.А.
|
педагог социальный
|
вторая
|
-
|
Сидоренко В. И.
|
классный руководитель 6 класса
|
без категории
|
-
|
Дубасова Е.И.
|
классный руководитель 7 класса
|
первая
|
-
|
Плехова Л.В.
|
классный руководитель 5 класса
|
первая
|
-
|
Третьяков Г.И.
|
классный руководитель 9 класса
|
высшая
|
-
|
Плехова А.А.
|
классный руководитель 10 класса
|
высшая
|
-
|
Музыкаренко Е.М.
|
классный руководитель 8 класса
|
первая
|
Учащиеся:
№
|
Класс
|
Количество учащихся
|
Уровень воспитанности
|
Уровень здоровья
|
1
|
5
|
9
|
средний
|
ниже среднего-30%
средний-62%
выше среднего- 8%
|
2
|
6
|
11
|
средний
|
3
|
7
|
10
|
средний
|
4
|
8
|
11
|
средний
|
5
|
9
|
14
|
средний
|
6
|
10
|
4
|
средний
|
7
|
11
|
6
|
средний
|
Календарный план экспериментальной деятельности в ГУО «Техтинская средняя школа Белыничского района» на 2023/2024 учебный год по апробации модели «Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования»
Содержание работы
|
Сроки проведения мероприятий
|
Ответственные за проведение мероприятий
|
Форма представления результата ЭД
|
Этап мотивирования обучающихся к обращению за помощью – сентябрь 2023 – декабрь 2023.
Задачи: корректировка системы правил по упреждению насилия в среде учреждения образования на основе анализа эффективности проводимой работы всеми участниками образовательного процесса; анализ обращений за помощью, развития позитивной направленности личности; анализ журнала регистрации замечаний.
|
Инструктивно-методическое совещание «Изучение нормативной документации Министерства образования об экспериментальной деятельности»
|
Первая декада сентября 2023
|
Крамкова Н.Н.
|
Аналитическая справка к окончанию этапа.
|
Издание приказа о продолжении экспериментальной деятельности
|
Первая декада сентября 2023
|
Дудкина Л.И.
|
Корректировка состава участников экспериментальной деятельности и утверждение функциональных обязанностей
|
Первая декада сентября 2023
|
Дудкина Л.И.
Крамкова Н.Н.
|
Диагностика уровней воспитанности и социально-личностного развития учащихся
|
Вторая декада сентября 2023
|
Ментор – ответственный. Исполнители: члены инициативной группы, педагог-социальный, классные руководители 5 – 11 классов.
Статистическую обработку данных и интерпретацию результатов осуществляют преподаватели Института психологии БГПУ.
|
Тематическое родительское собрание «О работе учреждения образования в 2023/2024 учебном году в экспериментальном режиме»
|
Вторая декада сентября 2023
|
Крамкова Н.Н.
Вус Н.Б.
|
Информирование ученического коллектива о перспективах экспериментальной деятельности.
|
Вторая декада сентября 2023
|
Классные руководители
|
Организация факультативных занятий воспитательной направленности
|
Сентябрь-май
|
Крамкова Н.Н.
|
План мероприятий по обеспечению системы защиты школьников от насилия и буллинга.
|
Третья, четвертая декады сентября 2023
|
Вус Н.Б., совместно с родительской общественностью
|
Диагностика уровней воспитанности и здоровья у учащихся.
|
Третья, четвертая декады сентября 2023
|
Классные руководители
|
Консультация «Осуществление информационно-аналитической деятельности в условиях экспериментальной деятельности».
|
Третья, четвертая декады сентября 2023
|
Крамкова Н.Н.
|
Обмен опытом менторов в реализации задач экспериментального проекта на этапе «Мотивирования обучающихся к обращению за помощью» (анализ трудных случаев, супервизия с привлечением специалистов-психологов)
|
Ноябрь 2023
|
Ментор
|
Работа почты доверия
|
Сентябрь-май 2024
|
Кравцова Ю.А.
|
Классные часы:
Примерная тематика:
5-8 классы:
• Законы сохранения доброты.
• Я не дам себя обижать.
• Давайте жить дружно!
• Мы против насилия. Как защитить себя?
• Будем добрыми.
• Как я отношусь к насилию.
• Как научиться жить без драки.
9-11 классы:
• Бояться страшно. Действовать не страшно.
• О правилах поведения и безопасности на улице.
• Буллинг как стадный допинг.
• Безопасное поведение.
• Что такое агрессия?
• Добро против насилия.
• Как не стать жертвой насилия.
• Способы решения конфликтов с ровесниками.
|
Сентябрь-май 2024
|
Классные руководители
|
Работа школьного форум-театра
|
Сентябрь-май 2024
|
Музыкаренко Е.М.
|
Корректировка совместных правил взаимодействия (анализ выработанных правил класса)
|
Декабрь 2023
|
Классные руководители
|
Работа школьной службы медиации
|
Сентябрь-май
2024
|
Кравцова Ю.А.
|
Конкурсы:
• плакатов «Мы против буллинга!»
• рисунков «Территория детства»
• творческих поделок «Гармония – в цвете, гармония – в душе, гармония – в жизни»
• презентаций «Стоп насилию!»
• сочинений, эссе «Дружба – главное чудо»
|
Сентябрь-май
2024
|
|
Организация работы школьного консультационного пункта для участников экспериментального проекта:
«Создание внутришкольной системы расширения возможностей дружественной и поддерживающей среды»
|
Сентябрь-май 2024
|
Крамкова Н.Н.
|
Учебно-методический семинар-практикум «Мониторинг условий, процесса и результативности работы по созданию в школе дружественной и поддерживающей среды»
|
Сентябрь-май 2024
|
Крамкова Н.Н.
|
|
Повышение квалификации педагогических работников учреждения образования на базе областного ИРО
|
Сентябрь – май 2024
|
Дудкина Л.И.
|
Педагогический совет «Анализ эффективности сотрудничества с представителями местного сообщества в вопросах воспитания обучающихся, эффективности взаимодействия с представителями партнерской внешней сети, оказывающими образовательную, социальную, психологическую, медицинскую поддержку детям и подросткам»
|
Декабрь 2023
|
Дудкина Л.И.
|
|
Этап создания системы дифференцированной помощи обучающимся - январь 2024 – июнь 2024.
Задачи:обеспечение системы практических мер по оказанию помощи детям, ставшим жертвами жестокого обращения, а также детям, которые совершали насилие для смягчения негативных последствий насильственного поведения и развития позитивной социальной направленности личности; анализ журнала регистрации замечаний, мероприятий по развитию позитивной направленности личности при взаимодействии обучающихся; рефлексия организованной системы работы субъектами образовательного процесса.
|
Встречи с учителями, родителями, волонтерами по анализу сложных ситуаций, проблем при несоблюдении предписаний Журнала регистрации замечаний.
|
Январь – июнь 2024
|
Ментор
|
Аналитическая справка к окончанию этапа.
|
Создание карт-схем форм и показателей школьного насилия
|
Январь – июнь 2024
|
Педагоги, родители
|
Организация встреч с представителями РОВД, МЧС, ИДН (по отдельному плану)
|
Сентябрь-май 2024
|
Вус Н.Б.
|
Сотрудничества с воинской частью 72-471 д. Пашково Могилевской области
|
Сентябрь-май 2024
|
Дудкина Л.И.
Крамкова Н.Н.
Вус Н.Б.
|
Организация сотрудничества с земляками Героя Советского Союза Османа Мусаевича Косаева
|
Сентябрь-май 2024
|
Дудкина Л.И.
Крамкова Н.Н.
Вус Н.Б.
|
Ориентировка учащихся в задачах следующего этапа экспериментального проекта «Создания системы дифференцированной помощи обучающимся»
|
Январь 2024
|
Классные руководители
|
Обмен опытом менторов в реализации задач экспериментального проекта на этапе «Создание системы дифференцированной помощи обучающимся»
|
Февраль 2024
|
Ментор
|
Информационная акция «Нет насилию!»
|
Январь 2024
|
Кравцова Ю.А.
|
Мониторинг педагогических затруднений участников экспериментальной деятельности
|
Январь-март 2024
|
Крамкова Н.Н.
|
Пополнение банка диагностик по теме экспериментальной деятельности
|
Январь-март 2024
|
Крамкова Н.Н.
|
Семинар-практикум для родителей и законных представителей учащихся по противодействию и коррекцию насилия
|
Январь 2024
|
Ментор
|
Смотр строя и песни с участием представителей воинской части 72-471 д. Пашково Могилевской области, родительской общественности
|
23 февраля 2024
|
Вус Н.Б.
Классные руководители
|
Социальное проектирование в развитии инициатив учащихся по расширению дружественной среды (для учащихся)
|
Февраль 2024
|
Ментор
|
Неделя добрых дел
|
1 неделя марта
|
Вус Н.Б., классные руководители
|
Круглый стол педагогических работников: обмен опытом в решении задач противодействия насилию в учреждениях образования и расширения дружественной среды (для учителей)
|
Апрель 2024
|
Ментор
|
Интерпретация результатов диагностики (семинар-практикум для учителей, педагогов-психологов)
|
Апрель 2024
|
Ментор
|
Неделя толерантности
|
1-я неделя мая
|
Вус Н.Б.
|
|
Фестиваль «Дружественная и поддерживающая среда учреждения общего среднего образования в противодействии насилию» (мастер-классы инициативных групп учащихся и педагогических работников)
|
Май 2024
|
Ментор
|
Родительский лекторий «Роль семьи в профилактике детского насилия»
|
Май 2024
|
Вус Н.Б.
|
Неделя методического мастерства «Панорама экспериментального опыта: действия, проблемы, перспективы»
|
Май 2024
|
Участники проекта
|
Урок памяти (встреча с земляками О.М.Косаева)
|
Май 2024
|
Вус Н.Б.
Крамкова Н.Н.
|
Анализ промежуточных результатов реализации экспериментального проекта
|
Май 2023
|
Крамкова Н.Н.
|
Мониторинг процесса экспериментальной деятельности в соответствии с критериями
|
Май 2024
|
Крамкова Н.Н.
|
Размещение информации по теме на сайте школы
|
Сентябрь–май 2024
|
Цапик Ю.М.
|
Промежуточный отчет о ходе внедрения экспериментального проекта. Панорама экспериментального опыта.
|
Июнь 2024
|
Крамкова Н.Н.
|
Отчет за второй год реализации экспериментального проекта
|
Июнь 2024
|
Дудкина Л.И.
Крамкова Н.Н.
|
разгарнуць » / « згарнуць